Категория: Наука     Опубликовано:

"Устроили экологическую катастрофу". Выяснились причины древних трагедий

Куда наши предки девали мусор

На юге Московской области восточнее Каширы находится древнее поселение Ростиславль-Рязанский. За несколько сотен лет до прихода славян и основания города тут жили финно-угорские племена, создавшие культуру, которую археологи называют дьяковской. Они занимались охотой, скотоводством, земледелием, а жилища окружали невысокими валами.

Археологи терялись с догадках: валы высотой три-четыре метра вряд ли возводились ради обороны города. Об их назначении выдвигали разные версии. Но вал у Ростиславля-Рязанского уникален, его высота — девять метров. Археологи из экспедиции Владимира Коваля (Институт археологии РАН) решили его исследовать.

«Взяли образцы грунта, отдали в лабораторию и обнаружили огромное количество окремнелых растительных клеток — фитолитов, панцирей диатомовых водорослей, спикул губок, большой процент фосфора, много обломков костей, керамики. Это было очень странно», — рассказывает доктор географических наук Александра Гольева, ведущий научный сотрудник отдела географии и эволюции почв Института географии РАН.

Такое впечатление, что на вал скидывали отходы, а это совсем не типично для фортификационного сооружения. Археологи вырезали траншеи и взяли еще образцы. И догадка Гольевой подтвердилась. Этот вал сложен мусором.

«Действительно, куда девать мусор из городища? Закопать невозможно, потому что эти племена селились по высоким берегам рек, представляющим собой скалистые уступы. В воду не сбрасывали — река кормила, там ловили рыбу. Оставалось сооружать компостные кучи вокруг.

Периодически пересыпали его слоями песка. За зиму мусор минерализуется", — объясняет Гольева.

Почвоведы разрушают легенду

Раскапывая древний город Болгар — один из центров Волжской Булгарии, археологи находили в культурном слое XIII века белесый прослой. Легенда гласит, что после того, как в 1236 году город сжег хан Батый, жители целенаправленно засыпали землю речным песком, чтобы спланировать постройки заново.

«У меня всего было пять колонок образцов белесого прослоя из одного раскопа в центре древнего города. Все они оказались одинаковыми: содержали очень много фитолитов и фосфора. Если в обычной почве его около 0,2 процента, то здесь доходило до восьми. Это был не песок, а навоз», — говорит Александра Гольева.

Кому он принадлежал и откуда взялся в центральной части города после подчинения его татаро-монголам? Эту загадку ученым еще предстоит разгадать.

Почему вымерли мамонты

Юг Североамериканского континента — это тропики и пустыня. А в последний ледниковый период, несколько десятков тысяч лет назад, его покрывали хвойные леса и тундростепи, примерно как сейчас на севере Евразии. Как и там, по территории нынешней Мексики бродили мамонты. Их скелеты и места захоронений сейчас активно изучают, пытаясь понять причину гибели животных.

Потепление климата и последовавшая смена растительности рассматриваются как одна из основных причин вымирания мегафауны на планете.

Почвы катастроф

События, которые сильно и резко меняют природный почвенный покров, ученые квалифицируют как катастрофические. К ним относится, например, воздействие человека, после которого почвы не восстанавливают естественное состояние тысячи лет.

«Если землю долго пахали, строили на ней, дробили камни, оставляли известь, кирпич, а потом покинули насиженное место, то она долго еще испытывает сильнейший стресс. С какой скоростью восстанавливается почва? Это мы пытаемся понять», — продолжает Гольева.

И приводит в пример древние поселения на территории Башкирии в среднем течении реки Уршак. Генетический анализ останков из захоронений показал, что люди пришли туда с севера Казахстана, где в то время было очень засушливо.

В культурном слое, на первый взгляд, не было ничего странного: зола, битая керамика, разные артефакты.

«Меня смущал только очень мощный золистый прослой. Я такого никогда раньше не встречала, поэтому сделала все возможные анализы. Выяснилось, что это не зола, а чистый гипс», — говорит исследовательница.

Откуда он там? Гольева показала результаты анализов специалистам по гипсовым почвам. Те заявили, что это, вероятно, дно мелкого моря возрастом сто-триста тысяч лет, но это противоречило фактам: поселение Мурадымово, изучавшееся археологами, возникло примерно 3,5 тысячи лет назад, и не в котловине, а на холме, под которым протекал ручей.

Обратили внимание на то, что жилища в Мурадымово перестраивались каждые несколько десятилетий. Спустя двести лет люди совсем покинули поселение. Почему?

Собрав всю информацию, ученые восстановили картину. Древние племена пришли на юг Уральских гор из засушливых степей, а там традиционный строительный материал — гипс. В тех климатических условиях при низкой влажности и небольшом количестве осадков гипс служит долго — века и тысячелетия.

Скорее всего, на новой родине люди выбирали места, где могли найти знакомый им стройматериал. Неслучайно выходы гипса имеются возле каждого из изученных поселений и селищ. А кочковатый рельеф поверхности типичен для гипсовых пустынь. Кстати, до прихода сюда археологов его принимали за покрытые дерном пни вырубленного в советское время леса.

Облюбовав холм возле нынешней деревни Мурадымово, древние люди принялись строить жилье из гипса. Но в более влажном климате оно быстро разрушалось. Поэтому строили снова и снова. Гипсовые отвалы копились, растворялись, соли проникали сквозь почву и трещины в грунтовые воды. В итоге вода в ручье стала горькой, непригодной для питья. Вероятно, это и заставило людей покинуть поселение.

Источник: Новости Mail.Ru